Константин Бережко 

Свидетели Иеговы и средства массовой информации (СМИ) в Украине: прошлое и современность. 

В современную эпоху урбанизации и глобализации профессия корреспондента, как и роль мас-медиа получает все большей популярности. Для преодоления конкуренции, иногда одно и то самое событие освещается абсолютно по-разному лишь на колонках одной газеты, акцентируя при этом на наиболее скандальных фактах. При этом современные журналисты не только не придерживаются элементарной журналистской этики и принципов объективности, а откровенно нарушают действующее законодательство Украины. Однако, такая ситуация не является новой. Рассмотрим исторические аспекты данного вопроса. Наиболее действенным методом борьбы советской власти с религиозным инакомыслием была пропаганда благодаря разнообразными средствами массовой информации. Газеты, радио, культурно-образовательные учреждения, другие средства воздействия на население были сориентированы на усиления атеистической работы. Начиная с второй половины 50-х гг., а значительно шире и активнее в конце 50-х - начало 60-хрр., в редакциях газет, на радио организуются отделы атеизма. Общество «Знание», кроме специальных университетов на общественных началах, создает научно-методические рады, секции пропаганды научно-атеистических знаний. Во многих областных и районных центрах создаются атеистические музеи и планетарии. В вузах приоткрываются кафедры научного атеизма. Курс лекций «научного атеизма» вводится не только в высших, а и в средних специальных учебных заведениях, в старших классах общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, на курсах переподготовки кадров различных звеньев. В сфере политического образования для взрослых и для работающей молодежи организуются теоретические семинары, кружки, массовые школы с антирелигиозной тематикой, количество слушателей которых постоянно увеличивалось. Чаще всего информационное содержание местной прессы имело разный характер. Главнейшая цель такого материала - сформировать у граждан ошибочную мысль относительно деятельности неблагонадежных для советского порядка организаций и религиозных общин. Делалось это разными методами, но чаще всего в официальной советской печати относительно деятельности различных религиозных общин делались выводы, которые не подтверждались практикой и были совсем оторваны от жизни. Писали о разных религиях и конфесиях, распространяя единичные исключения. В некоторых газетах, в частности «Советская Волынь», существовала даже постоянная рубрика отречения от веры бывших членов религиозных общин. Вот пример: «Я дирижировал хором автокефальной церкви в с. Кодне. Теперь отказываюсь от этих обязанностей. Гр. Трембицький». Другое заявление в газету: «Отрекаюсь религиозных предрассудков и призываю всех сельских церковных регентов пойти по моему примеру. Регент Вацкивського церковного хора И.Петрук» [1, с.78]. Метод дезинформации в печати и на телевидении применяли и к общине Свидетелей Иеговы [2]. Довольно часто членам общины предъявляли обвинение в политических махинациях, управляемых США. Причем использовали недостоверные и непроверенные факты. Даже в советских энциклопедиях было указано о злостной „антисоветской” деятельности Свидетелей Иеговы [3, с.482]. Такие обвинения поддерживали районные, областные и республиканские СМИ. Больше того, местная власть и Комитет государственной безопасности широко использовали печать в своих идеологических целях, направленных ее против любых проявлений „иеговизма”. О Свидетелях Иеговы научными работниками и корреспондентами всесоюзных и региональных изданий было написано довольно много работ. По некоторым данным, лишь за период с 1960 до 1979 года о Свидетелях советскими исследователями было издано около 50 книг [7]. Информацию же региональных газет и журналов мы условно можем поделить на два вида: Первый вид использовался государственными службами неоднократно. Чаще всего они описывали судебные процессы или другие важные события в Украине; эта информация вмещалась на первых страницах газеты. Авторы таких статей действовали по принципу - „уничтожить то, что еще не уничтожили”. Довольно часто корреспонденты называли пожилых и немощных верующих лицемерами, первыми врагами Отчизны и предъявляли обвинение в кощунстве. Применяя второй вид информации, корреспонденты, при описании Свидетелей Иеговы, старались использовать наиболее мрачные краски. Так, руководителей общины показывали или как психически неуравновешенных людей, или как криминальных злодеев с антигуманными намерениями. Например, о бывшем майоре Советской армии и женщине с высшей медицинским образованием писали как об или «бессознательно отсталых людей» или как «сознательных преступников» („Прикриваючись Біблією”, “Радянська Житомирщина” за 21 декабря 1980 года). Складывалось впечатление, что Свидетели есть не религиозной организацией, а психушкой или группой криминальных преступников. Обратим также внимание на методику написания статей против Свидетелей Иеговы в советское время. Итак, довольно часто корреспонденты прибегали к: 1. Искажение фактов действительности (т.н. «Абсолютная неправда»). О проповедовании Свидетелями Библии говорилось как о „проповедовании третьей мировой войны”, о юных членах общины говорилось так, что их „молодые годы прошли будто в тумане” [12], а о регулярных собраниях Свидетелей говорилось как о таких, „на которые под видом изучения библии открыто подстрекают граждан, в том числе несовершеннолетних, к отказу от общественной деятельности и исполнение требований советских законов, а под поводом выполнения религиозных обрядов посягают на права граждан” [8]. Наибольшей же популярности получило утверждение о том, что Свидетеля Иеговы есть агентами ЦРУ или тесно сотрудничают с правительством Америки [13; 14], которое стало общим мнением, как атеистических пропагандистов, так и газетных статей. Однако, еще в период обострения кризиса советской системы в своей книге «Секты, сектантство, сектанты» (1978), редактор политиздата Белов А.В., опроверг данное обвинение, указав, что из-за своего нейтралитета Свидетели Иеговы испытают преследование даже в США. Он писал: «в период второй мировой войны с пяти с половиной тысяч американцев, заключенных в тюрьмы за отказ по тем или другим мотивам нести военную повинность, почти четыре тысячи были иеговистами. Не раз в США происходили конфликты с иеговистами потому, что последние отказывались отдавать почести государственному флагу, вставать при выполнении государственного гимна и т.п.» [15]. 2. Создание неправдивых иллюзий относительно ситуации в стране. Так, в советских газетах утверждалось, что „в социалистическом обществе нет потребности искусственно ускорять процесс „репресивными” мерами. Советское государство руководствуется в своей деятельности марксистско-ленинской теорией, которая учит, что религия будет исчезать в той мере, в которой будет развиваться социализм” [16, с.3]. Практика показывала противоположное. Приходилось видеть документы где, без особых объяснений говорилось, что человек арестован за то, что он является членом нелегальной секты «Свидетелей Иеговы». 3. Использование отрицательных фактов с биографии человека. 4. Популяризация отречения от веры отдельных граждан. В советское время существовала даже книга «Нам не по пути со Свидетелями Иеговы», где публиковались официальные воспоминания тех, кто когда-то предал организацию [21]. 5. Популяризация исключения как закономерности. Например, неправильные, назойливые методы проповедования отдельных неопытных адептов общины подаются как поведение всех Свидетелей. 6. Использование фактов, которые нельзя сразу проверить (т.н. «Полуправда»). Например, довольно часто в советское время писалось, что Свидетели отказались от регистрации, желая и в дальнейшем быть в нелегальном статусе. В самом деле, верующие отказались от регистрации, однако не оговариваются условия такой легализации, при которой нужно было печатать журналы только в партийной типографии, прославляя Сталина и партию. Итак, можно утверждать, что наибольшим источником непроверенной и не точной информации о Свидетелях Иеговы в советский период были средства массовой информации. Написанное подавалось как истина в последней инстанции, и для того, чтобы удостовериться в правдивости представленных утверждений, нужна была объективная та глубокая проверка фактов и данных печати, а легче было просто поверить написанному. Влиял также фактор „массовости” („в это верят все, почему я не должен верить?”) и „авторитетности” („так говорят известные корреспонденты и пишут популярные газеты, почему я не должен им доверять?”). Главная цель такой информации - сформировать у граждан ошибочную мнение относительно деятельности неблагонадежных для советского порядка организаций и религиозных общин. И как мы увидим ниже, в некоторых случаях современная печать пользуется той же методикой написания статей о религиозной жизни страны, пренебрегая принципом объективности [23]. Так, сегодня деятельность СМИ в большинстве случаев остается не контролированным делом отдельных издательств. Тем не менее, в некоторых случаях, деятельность СМИ выходит за пределы информационного уведомления и представляет собой влиятельный фактор религиозной не толерантности. В данном исследовании было исследовано более 90 газетных статей, более полусотни сайтов и несколько телевизионных программ. Однако в статье не будут обсуждаться работы объективного характера, которые объективно описывают деятельность общины; такой материал, к сожалению, составляет меньше трети общего объема информации о Свидетелях Иеговы. Среди наиболее распространенных обвинений в СМИ относительно Свидетелей можно выделить следующие: Свидетеля Иеговы - тоталитарная секта, организация - запрещенная в России и некоторых странах Европы, большинство верующих психически больные или преступники, применяют анти законные методы влияния, родители верующих обрекают детей насмерть запрещая переливать кровь, Свидетеля разбивают семьи и т.п. Распространителями такой необъективной информации являются, как показывает исследования, традиционные религиозные организации, т.н. антисектантские центры, политические партии и отдельные граждане. Но особенно поражают методы написания таких статей. Они парадоксально похожи с советскими; наряду со старыми методами, писатели прибегают к новым: вульгарный язык, анализ публикаций на их противозаконность, цитирование антисектантских лидеров и т.п. Обратим более детальное внимание на методологию написания таких статей: 1. Вульгарный язык. Встречаются случаи, когда в СМИ употребляются такие слова и выражения, как «в заднице», «шуршите мелким бархатом», «завалят в жертву лжебогам» [24]. Возникает вопрос: чему газета в такой форме изложения может научить своих читателей?! Это в высочайшей форме непрофессионально с точки зрения журналистской этики. 2. Цитирование антисектантских лидеров. Корреспонденты и религиоведы в своих статьях, репортажах, программах и работах часто цитируют слова лидеров или членов антисектантских организаций, пользуются их классификацией и ссылаются на их сайты. В Западной Украине даже существует так называемый "Институт исследования тоталитарных религий" которые 95 % своих работ посвятил Свидетелям Иеговы [25]. Интересен также тот факт, что распространенное выражение «тоталитарная секта» в свое время использовал в своих выступлениях известный «сектоборец» А. Дворкин. Сегодня же данным термином безосновательно пользуются даже ученые. Данная тенденция не минула и научную сферу. Так, в ходе исследования было просмотрено 29 различных учебников украинских, русских и белорусских авторов. Почти половина научных работников под влиянием распространенной информации называют организацию сектой. А некоторые из них классифицируют ее как «тоталитарная» и «деструктивная». 3. Анализ публикаций Свидетелей, как таковых, которые противоречат Закону Украины. 4. Популяризация выступлений лишенных общения или исключенных членов общины. 5. Разглашение или значительное преувеличение отрицательных фактов с биографии руководителей и активистов общины (Рассела, Рутерфорда, Зятека и т.п.). 6. Полуправда 7. Прямое оскорбление религиозных чувств адептов общины. Выражения на манер «все члены заканчивают психической больницей или смертью» есть основанием даже для судебного дела на основе статьи пятой Закона Украины "О свободе совести и религиозные организации" от 23 апреля 1991г. Единственно общим для всей отрицательной информации относительно верующих, есть полная или частичная неосведомленность их авторов. Иногда доходит до парадоксов. Например, рассказывая о Свидетелях корреспонденты показывают фото мусульман [26]. В других статьях утверждается, что Свидетели Иеговы на своих встречах «хором что-то выкрикивают, слушают непонятную музыку», что является абсолютно не характерным для богослужения данной общины. А в одной газете говорилось о т.н. «лимите обязательных часов работы в пользу религиозной организации» (корреспондент указывает даже конкретное число – 20 часов!) [27]. Хотя даже в литературе общины нигде не говорится о любом «лимите» часов для верующих. Часто, желая как можно больше унизить религиозные чувства верующих, авторы в своих утверждение противоречат сами себе. Так например, в начале статьи как авторитет, приводятся слова православного священника, чем автор показывает важность религиозного фактора в жизни каждого человека. Однако немного ниже, автор уже отмечает, что если человек начинает посещать религиозное собрание, это повод вывести его «подальше» от религии. В самом деле, довольно часто самая идея таких статей направлена на все нетрадиционные религии Украины, что уже есть противозаконным. Так выражения типа того, что протестантские религии (секты) «дробят общество на враждебные, непримиримые группы», «уничтожают народ», «противоречат христианским ценностям славян» указывают на вражеское отношение ко всем не православным конфесиям [28]. Другим словами, еще немного, и автор готов объявить войну даже мусульманам или евреям, которые также не являются традиционными религиями для большей части Украины. Данная ситуация, а также официальная пропаганда традиционных религий привела к тому, что в Украине подавляющее большинство ученых отрицательно относятся к Свидетелям Иеговы. А в некоторых случаях действия должностных лиц даже вызывают беспокойство. Кроме того, иногда мас-медиа выступают не только распространителями необъективной информации, а даже инициаторами агрессивных нападений на Свидетелей Иеговы. Так, в 2008 году была опубликована статья «Прочь Свидетелей Иеговы!» во всеукраинской газете «Експресс», где руководствуясь выводами лишь одного человека (епископа Римо-Католической религии) приходилась мысль об антигуманной деятельности общины [29]. Под влиянием данной информации и давления традиционных религий, облсовет Львова даже подал рекомендацию о запрете общины к Верховной Раде Украины. В связи с вышеуказанным, особой актуальности приобретает «ОБРАЩЕНИЕ Украинской Ассоциации религиозной свободы к средствам массовой информации». Там указано следующее: «В печатных и электронных СМИ мы постоянно сталкиваемся с «кровожадными», «коварными» и «лицемерными» лицами, в которых просто не возможно узнать наших соотечественников, добросовестных налогоплательщиков, добрых родителей и достойных граждан, чья вина лишь и только в том, что они исповедуют другую, чем большинство украинцев, веру…... Если одним из нас разрешают верить, а другим – нет, одним можно высказывать свои религиозные чувства, а другим запрещается – то это есть и оскорблением человеческой совести, и угрозой религиозного мира, и нарушением Основного Закона страны» [30, с. 33]. В самом деле, соблюдение всех законодательных актов и международных положений является гарантом демократии в Украине. Право на свободу совести и вероисповедание являются объектом изучения не только правовой, социологической, философской, религиоведческой и исторической науки, оно прежде всего касается и нашей повседневной жизни. Соблюдение основных демократических прав человека гарантирует стабильность демократии в государстве. Нарушение же одной из свобод неизбежно приведет к дестабилизации в обществе и деспотичности власти. Иначе говоря, если сегодня нарушается право на исповедование любой религии (например, Свидетелей Иеговы), то спустя некоторое время возникнет возможность нарушения такого же права других религий. Это приведет к нарушению свободы вероисповедания и полного краха демократичности общества и исчезновению правовых признаков государства. Не исключено, что с такой же легкостью будут затронуты и другие конституционные права и свободы граждан, например право на свободу слова, мысли или право на жизнь.

Использованная литература: 1. Натикач П. Волинь на початку тоталітарної доби. // Волинь-Житомирщина. Іс¬торико-філологічний збірник з регіональних проблем, 2000. - №4. 2. Борисенко И. Свидетели Иеговы. Видеофильм об открытии Управленческого центра в России. Санкт-Петербург, 21-22 июня 1997 г. – М.: Киностудия ДАГО, Телевизионная студия ГРАН ПРИ, 1997 3. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 1632 с., ил. 4. Начальнику отдела Совета по делам религий при СМ УССР тов. Соловей А.В. от 25.08.83 г., № 187 5. Інформація про діяльності секти „Свідки Ієгови” на території області. 6. Доброжанський В. Бруклінська школа лицемірства. – Ужгород: Карпати, 1986. – 103 с. 7. Иеговизм [Т.П. Короткая, Е.С. Прокошина, А.А. Чудникова, В.Р. Языкович]; ред. М.Я. Ленсу. – Минск: Наука и техника, 1981. – 134 с. 8. Град К. Фарисей одержав по заслугах // Радянська Житомирщина, 1983. 6 лю¬того 9. Гордиенко Н.С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. 2-ое издание, исправленное. – СПб., 2002. – 240 с. 10. Коник В. Истины Свидетелей Иеговы. – М: Политиздат, 1978. – 111с. 11. Иваненко С. О людях, никогда не расстающиеся с Библией. – М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. – 271 с. 12. Грабовський В. Фарисеї // Радянська Житомирщина, 1983. 26, 28 січня 13. Бережко К.О. «Історіографія вивчення історії Свідків Єгови в Україні»/ Історія релігії в Україні: науковий щорічник, книга ІІ. – Львів, 2007. – 823 с. 14. Более 40 лет под запретом в коммунистической стране // Сторожевая Башня, 1999. 1 марта, с. 24-26 15. Белов А.В. Секты, сектанство, сектанты. – М.: Издательство «Наука», 1978. – 150 с. 16. Кордон М. Під прикриттям релігії // Комсомольська зірка, 1983. 10 грудня 17. Грабовський В. Прикриваючись Біблією // Радянська Житомирщина, 1980. 21 грудня 18. Кавун О. Кому потрібен Армагеддон // Радянська Житомирщина, 1981. 26 трав¬ня 19. Грабовський В. Поєдинок // Комсомольська зірка, 1982. 26 січня 20. Куц М. Ілюзії єговізму. – К.: „Знання” УРСР, 1974. – 48 с. 21. Любащенко В.І. Історія протестантизму в Україні // История Евангельського движения в Евразии (Электронная Христианская Библиотека) – 1995. 22. Головащенко С. Історія християнства. – К.: Либідь, 1999. – 350 с. 23. Борисов И. Обвинения против свидетелей, 2000 24. Машинцев И. Осторожно – сектанты! // Вечерний Луганск, № 6 (370), 2008. 13 лютого 25. http://antitotal.org.ua 26. Лебединская Г. «Осторожно секта» // Флагман-Н, № 44, 2007. 28 листопада 27. Тарасова С. Игра на слабостях // Газета «Я», №9.03.03.2009 28. Зимина О. «Зомби или истинно верующие» // «Новий день», 2008. 21 лютого 29. Яценко П. «Геть Свідків Єгови!» // Експрес, 2006. 14-21 грудня 30. «ЗВЕРНЕННЯ Української Асоціаціє релігійної свободи до засобів масової інформації» / «Релігійна панорама», №12, 2007

 Статья опубликована: Бережко К.А. Свидетели Иеговы и средства массовойинформации в Украине в коммунистический и постсоветский период / КонстантинАлександрович Бережко // Религиозная свобода в демократическом обществе. – Ровно,2010. – с. 20-28.

фото взято с сайта:  http://www.fcaktobe.kz

Заказать научные книги об истории Свидетелей Иеговы можно здесь:

Исторические КНИГИ

© historyjw

Сделать бесплатный сайт с uCoz